Возрастные особенности детей 6-7 лет
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих
отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу
в его жизни — обучению в школе.
В этом возрасте чаще всего ваш ребенок:
• Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено
умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило,
в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования,
которые будут предъявлены ему в школе.
• Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он
становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к
объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними
сотрудничать.
• Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на
непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что
раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки
зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например,
в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие
легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для
ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет.
• Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его
увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его
игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется
познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает
формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго
заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений,
переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.
• Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена
социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но
полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только
его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также
сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на
35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность
формируется именно к семи годам.
• Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно
2
составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех
оценок, которые слышит в свой адрес. 6. Ребенок может уметь формулировать и задавать вопросы, строить
рассуждения, спорить.
7. Ребенок может уметь вести диалог и монолог.
8. Ребенок может знать много наизусть выученных стихотворений, сложных и
больших по объему произведений. Рассказывать он может с выражением.
• Быть главными помощниками ребенка в том, чтобы адаптироваться к
школьной обстановке, выбрав для него максимально подходящую к его типу
личности школу. По возможности предварительно выяснить уровень
требований и специфику отношения к детям в той школе, где ему предстоит
учиться.
• Не торопиться с походом в школу, если вы замечаете, что у ребенка игровой
интерес значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в
школу, ему трудно усидеть на месте, выполняя какое-то несложное задание.
Можно организовать постепенное вовлечение вашего дошкольника в учебную
жизнь через систему разнообразных групп по подготовке к школе.
• Выстроить режим дня для ребенка таким образом, чтобы оставалось время
на отдых, игры, прогулки. Понимать, что познавательная мотивация именно в
этом возрасте радикальнее всего истребляется скукой, принуждением. По
возможности организовать для ребенка интересный и увлекательный
познавательный процесс.
• Понимать, что желание ребенка стать школьником не всегда означает
реальную возможность выполнять все соответствующие этой роли
обязанности. Поэтому важно помогать ребенку освоить новый для него уровень
самостоятельности, постепенно уходя от гиперконтроля и избыточной опеки,
предоставляя ему все больше свободы. Для профилактики инфантильной
позиции важно, чтобы ребенок делал самостоятельно то, с чем он может
справиться сам.
• Осознавать, что любые ваши оценки в адрес ребенка создают его
представление о себе, влияют на его самооценку. Если ожидания и оценки
родителей не соответствуют возрастным и личностным особенностям ребенка,
его самооценка окажется неадекватной (заниженной или завышенной). Ваши
негативные оценки могут сформировать у него представление о себе как
человеке недостойном, плохом, неспособном справляться с трудностями или
неудачами. По возможности избегайте заключений о личности ребенка в целом,
оценивайте лишь его действие или поступок.
• Спрашивать мнение самого ребенка о результатах его труда. Сильная
зависимость от внешней оценки делает ребенка тревожным и неуверенным в
себе. Умение самому оценивать свою деятельность создает мотивацию
стремления, в противовес мотивации избегания.
• Еще до того, как ребенок пойдет в школу, осознать, что успехи или неудачи
ребенка в процессе учебы не есть показатель его успешности в будущем.
Школьное обучение лишь отражает способность ребенка справляться с учебной
5
ситуацией, но не является однозначным показателем его личностной
реализованности.
ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО!
К концу дошкольного детства у ребенка появляется осознанная
самостоятельность: от культуры самообслуживания до умения
самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий