Рекомендации по темам недели

4 неделя апреля

Тема недели: "Волшебница вода"


Понаблюдайте во время прогулки за дождём. Развивайте способности устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой (идёт дождь – на земле лужи, растениям и животным нужна вода и т. п.).

Совершите экскурсию к ближайшему водоёму (реке, озеру, понаблюдайте за изменениями, происходящими на водоёме в это время года.

По возможности посетите с ребёнком бассейн, аквапарк. Учите ребенка плавать, расскажите о правилах безопасного поведения на воде.

Рассмотрите с ребенком фотографии, иллюстрации с изображением водоёмов.

Побеседуйте о значении воды в жизни человека, животных, растений.

Поиграйте со звуками:

Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С

В кипящем чайнике мы слышим звук воды Ш-Ш-Ш-Ш.

А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР

Предложите ребенку пальчиковую игру «Вышел дождик на прогулку»

Вышел дождик на прогулку (указательный и средний палец шагают по ногам)

Он бежит по переулку,

Барбанит по окошку.

Напугал большую кошку (изобразить пальцами ушки кошки над головой)

Вымыл зонтиком прохожих (изобразить руками над головой зонт)

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым дождик стал,

Дождик кончился, устал. («стряхнуть» капельки воды с кончиков пальцев).

Вместе прослушайте аудиозаписи«Звуки дождя»«Гроза»,

«Журчание ручейка»«Капель»«Морской прибой»

Порассуждайте с ребенком «Что для чего?» (для чего нужны сапоги, зонт, плащ)

(«Почему плащ называется дождевик?»).

Расскажите ребёнку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных). Обратите внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб.

Рыбка (какая) Как называется суп из рыбы? Чем ловят рыбу?

Поиграйте с ребенком в игры:

Игра «Вода какая…»

В море вода какая – морская, в озере – озёрная, в реке – речная, в роднике – родниковая, в болоте – болотная.

Игра «Путешествуем по морю»

Ребенок должен вспомнить и назвать как можно больше видов водного транспорта. После того, как ребёнок правильно назвал водный транспорт, он передвигается на один шаг вперёд. Побеждает тот, кто сделал больше шагов вперёд - «дальше уехал»

Игра «Доскажи словечко»

- Мальчик воду в стакан. наливает.

- Из стакана в стакан воду. переливает.

- Девочка воду в раковину. выливает.

- Шофёр в машину воду. заливает.

- Мама цветы. поливает. и т. д.

Загадайте и объясните ребенку загадки по теме:

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь, вода в руке(Снежинки.)

Рассыпался горох на 70 дорог,

Никто его не подберет?

На царь, ни царица,

На красная девица. (Град.)

Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой.

А весной на весу

Превращается в росу. (Иней.)

И в него льется, и из него льется,

А сам по земле плетется. (Ручей.)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду

Покуда он идет. (Дождь.)

Драгоценным ожерельем

Спать ложится на деревья,

Без труда отыщет кров

Среди веток и цветов. (Снег)

Рыбам жить зимой тепло,

Крыша- толстое стекло. (Лед)

То спокойная, то шумливая,

И широкая, и красивая.

Любят плавать в ней, нырять,

Огороды, сады её водой поливать. (Река)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода.)

Почитайте ребенку потешеки и стихи о воде.

- Водичка, водичка, - Дождик, дождик, веселей!

Умой моё личико, Капай, капай, не жалей.

Чтобы глазки блестели, Только нас не замочи!

Чтобы щёчки горели, Зря в окошко не стучи -

Чтоб смеялся роток, Брызни в поле пуще:

Чтоб кусался зубок.

Станет травка гуще.

Откуда вода? А. Дитрих

Спросил на днях малыш – сосед

У струйки, льющейся из крана:

- Откуда ты?

Вода в ответ :

- Издалека, из океана!

Потом малыш гулял в лесу.

Росою искрилась поляна.

- Откуда ты? – спросил росу.

- Поверь – и я из океана!

- Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана донёсся шёпот;

- Знай, малыш,

И я пришла из океана!

На поле лёг туман седой.

Малыш спросил и у тумана;

Ты кто такой?

- И я дружок из океана!

Удивительно, не так ли?

В чае, супе, в каждой капле,

В звонкой льдинке, и в слезинке,

И в дождинке и в росинке –

Нам откликнется всегда

Океанская вода!

Выучите стихотворение«Рыболов»

Рыбу ловит рыболов,

весь в реку уплыл улов,

В банке чистая вода, пустим рыбок мы туда.

Будут рыбки там играть, плавать, хвостиком вилять,

Крошки хлеба подбирать


3 неделя апреля

Тема недели: "Встречаем птиц"

Сегодня мы хотим вас познакомить с интересными играми и упражнениями на лексическую тему «Перелетные птицы».

Вот и закончилась холодная зима со своими морозами и холодами. Наступила долгожданная весна. Всё изменилось вокруг: тёплое солнце отогревает город, журчат весёлые ручейки и повсюду слышны птичьи трели.

Приход весны издавна символизируют птицы, первыми прилетающие из теплых краев. Мы вспоминаем известное стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Травка зеленеет».

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой…

Для формирования стойких представлений о разнообразии перелётных птиц, их названиях, сфере обитания и особенностях жизнедеятельности весной нужно:

  • вспомнить вместе с ребёнком, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, почему осенью птицы улетали в теплые края на зиму, а сейчас вернулись;
  • рассмотреть иллюстрации с изображением перелётных птиц, обсудить их внешний вид и отличительные признаки;
  • назвать перелётных птиц при рассматривании, объяснить, почему они улетают и называются перелётными, какую пользу приносят перелетные птицы;
  • по возможности понаблюдать за жизнью перелетных птиц весной, научить ребенка узнавать знакомых птиц, находить общие и отличительные признаки этих птиц;
  • учить ребенка бережному отношению к живой природе.

 

Что же надо рассказать ребёнку о перелетных птицах?

К перелётным птицам относятся: ласточки, стрижи, иволги, кукушки, гуси, утки, лебеди, цапли, скворцы, грачи, зяблики, журавли, трясогузки, аисты, жаворонки, дрозды, малиновки, соловьи и др.

Дети должны знать, что перелётные птицы – это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края, а весной вновь возвращаются к нам.

Одними из первых можно встретить грачей, потом прилетают скворцы, жаворонки и трясогузки.

Первой прилетающей птицей, которая появляется уже в марте является скворец. В народе говорится: «Скворцы прилетели, значит весна пришла!»

Почти одновременно со скворцами прилетают в начале марта грачи. Существует примета: «Грачи прилетели, значит через месяц снег сойдет.» и как правило так всегда и происходит.

Чуть позже, примерно к середине апреля прилетают дрозды. В народе существует примета, которая гласит: «Дрозды прилетели, морозы на нет сошли».

В первой половине мая возвращаются соловьи. Существует примета: «Соловьи запели, значит весна расцвела».

Перелетные птицы – насекомоядные.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей – верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином – углом.

А кукушки улетают поодиночке.

Птицы приносят большую пользу: они уничтожают вредных насекомых и их личинки, а также истребляют сорные растения. А кукушки, иволги – единственные птицы, которые поедают волосатых гусениц, которых не трогают остальные птицы.

Мы хотим предложить Вам ряд игр, которые помогут расширить словарный запас ребёнка, сформировать грамматический строй, развить его познавательные способности.

 

Игра «Улетает - не улетает»

Эта игра направлена на дифференциацию понятий перелетных и зимующих птиц.

Взрослый называет и показывает картинку какой-нибудь птицы (воробей, ласточка, голубь, сорока, грач...), а ребёнок отвечает – улетает она на зиму или нет. При правильном ответе, ребёнок забирает себе картинку.

Усложняя игру, предложите сказать, перелетная птица или зимующая.

Играть можно как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. За правильный ответ, взрослый даёт ребенку счетную палочку, цветной камушек или другой предмет. Выигрывает тот ребенок, у кого больше предметов.

 

Игра «Птичка и гнездо»

Эта игра учит детей правильно употреблять предлоги (в, на, по, к, над, из).

Попросите ребёнка поиграть с птичкой, которая будет летать возле гнезда. Ребёнок должен разместить птичку в зависимости от инструкции:

Ласточка летает над гнездом.

Ласточка сидит в гнезде.

Ласточка вылетает из гнезда.

Предложить ребенку старшего возраста самому придумать предложение про птицу и сказать какое маленькое слово (предлог) он использовал.

 

Игра «Кто за кем летит?»

Эта игра нацелена, прежде всего на развитие памяти и правильное употребление предлогов.

Попросите ребенка запомнить ряд картинок с перелетными птицами (начните с малого количества).

Затем взрослый убирает картинки и просит ребёнка восстановить ряд и сказать какая птица летела за какой.

Игра «Кто дальше улетит?»

Игра помогает развивать у дошкольников продолжительный и плавный выдох, стимулирует мускулатуру нижней части лица.

Предварительная работа: сделать из тонкой цветной бумаги птичек-оригами.

Поставьте бумажные фигурки на край стола. Одновременно участвуют два и более детей. Каждый становится рядом с птичкой лицом к столу.

Дайте команду сдунуть фигурку с края в центр стола.

Перед этим объясните, что дуть нужно на одном выдохе. Выдыхать несколько раз нельзя.

Участники сдувают птичек. Побеждает ребенок, у которого птичка улетела дальше всех. 

https://kssovushka.ru/uploads/images/931300%D0%9F1.%D0%91.2021.1-1.JPG

 Подвижная игра «Перелетные птицы»

По считалке выбирается «ветерок»:

 

«Ветер за море летал,

Ветер певчих птиц считал.

Посчитал всех до одной!

А потом взял выходной.

Наша очередь считать!

Раз, два, три, четыре, пять!»

 

Дети стоят на одной стороне зала, читают речитатив:

«Птицы все на юг летят, зимовать они хотят

Там, где солнышко, тепло, ждать весны будет легко.

Только ветер им мешает и с дороги их сбивает».

 

По окончанию слов, дети перебегают на противоположную сторону зала в «теплые страны», «ветерок» ловит их - «сбивает с пути», кого запятнали, тот пропускает одну игру.


2 неделя апреля


Тема недели: "День космонавтики"

1) Познакомить детей с праздником «Днем космонавтики»hello_html_m46432b26.jpg

2) Формировать представление детей о космосе, космонавтах.

3) Воспитывать познавательный интерес к космическому пространству.

Родителям рекомендуется.

1. Рекомендуется объяснить ребенку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник.

Материал для рассказа может быть следующим.

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: "Человек в космосе!" Мгновенная мечта людей о полете в космос сбылась. Солнечным апрельским утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль "Восток" с первым космонавтом Земли, нашим соотечественником Ю. А. Гагариным на борту. Полет вокруг Земли длился 108 минут. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов, международных космических экипажей. Люди всегда мечтали узнать о космосе как можно больше, ведь мир звезд огромный и таинственный. В нем много неизвестного и загадочного.
hello_html_4d8a2b7d.jpg

2. Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. 

3. Рассказать ребенку о первом космонавте - Юрии Гагарине. 

4. Словарная работа.

Объяснить ребенку значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем, созвездие, луноход, космонавт, спутник, невесомость.


5. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.
1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5...
1 ракета, 2 ракеты, 3..., 4..., 5...
1 космический корабль, 2..., 3..., 4..., 5...
1 скафандр, 2..., 3..., 4..., 5...

7. Упражнение "Один - много" на употребление мн. числа существительных в род. падеже. 
Один космонавт - много космонавтов.
Одна ракета - много ракет.
И так далее.

6. Составить предложение из слов.

hello_html_479ddf7a.jpg

Космонавт, в, летать, космос.

Ракета, космос, лететь, в.

Луна, земля, меньше.

Луна, вращаться, земля, вокруг.

7. Определять, что лишнее и почему.

Солнце, луна, лампа.

Звезда, планета, ракета.

8. Отгадай загадки.

Лежит ковер, большой, большой, а не ступишь на него ногой.
(небо)
По голубому блюду золотое яблочко катится.
(небо и солнце)

hello_html_239f5484.jpg

9. Подбирать признаки.

Космонавт – смелый, сильный, здоровый, умный…

Звезда – маленькая, яркая, желтая, красивая…

Солнце - …

Космос - …

10. Выучить стихотворение.

Мы лети к другим планетам!
Объявляем всем об этом!
Весь игрушечный народ 
C нами просится в полет.
Жмется Заинька к ракете:
- Полечу я с вами, дети,
На любую из планет,
Где волков зубастых нет.
Мышки-крошки засмеялись:
- Мы летали, не боялись,
Высота-красота,
Ни единого кота!


Даже плюшевый медведь 
Хочет к звездам полететь.
И с Большой медведицей 
В синем небе встретиться.

(Г. Бойко)

11. Называть противоположные по смыслу слова.

Далеко – близко.hello_html_64849d7c.jpg

Высоко – низко.

Улететь - …

Темно - …

12. Подбирать признаки.

Космонавт – смелый, сильный, здоровый, умный…

Звезда – маленькая, яркая, желтая, красивая…

Солнце - …

Космос - …

13. Нарисовать рисунок на тему космоса


1 неделя апреля

Тема недели: "Наша Родина-Россия"

1. Побеседуйте с ребёнком.

Россия – это страна, в которой мы живём.

Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира.

-Какие народы проживают в России?

-Какой город  является столицей нашей  Родины?

Глава Российского государства – Президент. Скажи, как его зовут  (фамилия, имя, отчество).

- Почему мы называем  Россию Родиной?

- Почему мы зовём Россию Матушкой?

2. Нарисуй свою малую Родину.

Это могут быть твоё село, дом или улица, твоя семья или друзья.

3. Расскажи, кто изображён на гербе России?

Очертание какого старинного доспеха напоминает герб?

Что ты можешь сказать об орле? Подбери слова, наиболее точно характеризующие эту птицу.

Орёл – гордый, свободный,…

4. Флаг, как и герб, - символ государства.

- Какого цвета полосы на флаге России?

Нарисуй и раскрась флаг России.

- Какое значение на Руси имел красный цвет?

5. Прочитайте ребёнку рассказ Ушинского.

Наше отечество.

  

   Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней родились, жили наши отцы и деды. Родиной мы зовём её потому что в неё мы родились, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

 ( По К. Д. Ушинскому)

6. Предложите ребёнку выучить наизусть одно из стихотворений (по выбору).

                

РОДИНА

Небо синее в России,

Реки  синие в России.

Васильки  и незабудки

Не растут  нигде красивей .

Есть и клёны , и дубы ,

А  какие есть грибы!

А ещё  пекут в печи

Вот такие  калачи!

В. Гусев

ТЫ СКАЖИ МНЕ, РЕЧЕНЬКА

-— Ты скажи мне,

Реченька лесная,

Отчего ты

Звонкая  такая?

— Утром надо мной

Поёт синичка —

Оттого и звонкая

Водичка!

— Ты скажи  мне,

Реченька  лесная,

Отчего ты чистая

Такая?

— Чистым голоском

Поёт синичка —

Оттого и чистая

Водичка!

— Ты скажи мне,

Реченька лесная,

Отчего ты Синяя  такая?

— В родничке

Купается синичка —

Оттого и синяя

Водичка!

В. Орлов

 7. Прочитайте (спойте) ребёнку гимн России. Побеседуйте с ребёнком. Помогите ему ответить на вопросы.

- В каких случаях исполняется гимн России?

- Назови авторов стихов и музыки гимна России.

 Автор пишет о России: священная, любимая, родная.

- Какие из этих слов выражают любовь поэта к Родине?

- Какие слова выражают чувство гордости за Родину?

- Какие поэтические слова нашёл автор, чтобы изобразить величие и бескрайность нашей Родины?


4 неделя марта

Тема недели: "Весна шагает по планете"


1.Побеседуйте с ребенком:
Весной солнце греет или морозит?
Весной снег тает или застывает?
Что делают ручьи весной?
Весной травка зеленеет или вянет?
Весной люди носят шубы или куртки?

2. Дидактическая игра «Назови ласково»:
День – денек.
Почка – почечка.
Солнце – солнышко.
Птицы – птички и т. д.
Игра «Один – много»
Птица – птицы – много птиц.
Сосулька – сосульки – много сосулек.
Гнездо – гнезда – много гнезд.
День – дни – много дней.
Корень – корни – много корней.
Стебель – стебли – много стеблей.
Лист – листья – много листьев.


3.Загадки:

Тает снежок, Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весна)

Первым вылез из земли на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и
маленький. (Подснежник)

В голубенькой рубашке,

Бежит по дну овражка. (Ручеек)

Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка? (дождь)


4. Выучите с ребенком стихотворение «Весна» (И. Токмакова):

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины,
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.


5. Пальчиковые игры:
«Кораблик»

По реке плывет кораблик,         (ладони соединить лодочкой)
Он плывет издалека.               (выполнять волнообразные движения руками)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.     
(показать одновременно по 4 пальца на каждой руке)
У них ушки на макушке                
(сложить обе ладони к макушке)
У них длинные хвосты.(пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны)
И страшны им только кошки,
Только кошки и коты.  (
пальцами обеих рук совершать царапающие движения)

«Алые цветы»

Наши алые цветы распускают лепестки, 
(Плавно разжать пальцы)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. 
(Помахать руками перед собой)
Наши алые цветки закрывают лепестки, 
(Плавно сжать пальцы)
Тихо засыпают, головой качают. (Плавно опустить их на стол)


6.Дыхательная гимнастика:

«
Весенний ветерок»: набрать побольше воздуха и длительно подуть, вытянув губы «трубочкой».

«Подуй на кораблик»: подуть на бумажный кораблик, плавающий в тазу.

7. Голосовые упражнения:
«Лягушата»:   Произносить «ква-ква» с разной интонацией, в разном темпе и разным голосом (тоненьким, грубым, звонким, весёлым, сердитым и т. д.).

Лягушата на реке закричали: «Кве-ке-ке!
Ква-ква-ква! Кви-ки-ки!
Веселимся у реки!
Ква! Ква! Ква! Ква!

«Капель»:  Произносить слоговой ряд «кап-кап-кап» с разной интонацией, в разном темпе и с различной силой голоса.

Большие капли капают: КАП! КАП! КАП!
Маленькие капельки: кап-кап-кап-кап-…

8.Физкультминутки:

«Подснежники просыпаются».

Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели. 
(Выполняют движения по тексту)

«Весна пришла»

Солнце, солнце высоко   (На цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло      (Легкие поглаживания руками по лицу).
Тает снег от лучей, (Приседание)
Звонко побежал ручей,     
(Бег по кругу).
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните    
(Ходьба по кругу).


9. Чтение художественной литературы:

И. Ревю «Детская сказка о весне»


      В природе творилось что-то непонятное. Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок, привыкшие к белому снегу, стали замечать, что он начал чернеть. Показались первые проталины. На лесной дорожке растаял лёд, а на болоте, что в зарослях леса, появились первые серовато-тёмные пятна талой воды.
       Солнце так и льёт на землю свои весенние золотые лучи. Носатый грач, прилетевший из теплых стран, усердно сооружает гнездо из сухих веток, выстилает дно сухой травой. Он использует в строительстве различный мусор.   Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок, безуспешно пытавшиеся отыскать Зимнюю Хозяйку, решили расспросить своих мам и пап, о том, что происходит вокруг. «Это — Весна», — пояснили родители, — «чудесное время года, когда пробуждается природа, светлые дни становятся длиннее. Скоро-скоро наберёт силу молодая трава, а на деревьях и кустарниках появятся первые клейкие листочки». Зверята ещё никогда не видели Весну. Они чувствовали, что приходит что-то радостное и теплое.
      Однажды в солнечный день Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок услышали необычные звуки «курлык, курлык». Кто курлыкает? Журавли. Остановившись на привал недалеко от воды,птицы устроили настоящий весенний танец: весело подпрыгивали, ритмично махали крыльями, ходили гарцующей походкой. Это было увлекательное зрелище.
         Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок хлопали в ладоши и не заметили, как сзади кто-то тихонечко подошёл. Оглянувшись, они увидели настоящую красавицу – Весну-Весницу, Красную девицу. «Вы рады моему приходу, дорогие обитатели леса?» — спросила она.

Зайчонок, который умудрился встать так, что у него одно ухо припекало солнышко, а другое мёрзло в тени, за всех радостно поприветствовал Красавицу-Весну. И хотя ему было немного жаль, что больше нельзя покататься с ледяной горы, или прыгать в сугробы, от холода он совсем устал. Ему так хотелось, чтобы было светло и тепло и можно было в любой момент полакомиться молодыми побегами деревьев и кустарников. Он был рад, что пришла Весна.

А Красавица-Весна научила зверят делать кораблики из лёгкой коры и пускать их по весёлому, журчащему, серебристому ручью. Далеко-далеко. То-то радости было!



3 неделя марта

Тема недели: "Быть здоровыми хотим"


  • Формируйте у детей представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, о мерах профилактики и охраны здоровья
  • Развивайте самостоятельность у детей в выполнении культурно-гигиенических навыков
  • Развивайте умение избегать опасных для здоровья ситуаций, умение обращаться за помощью ко взрослым
  • Познакомьте с понятиями «гигиена», «здоровое питание», «режим дня», «спорт и физические нагрузки»
  • Воспитывайте чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
  • Заучите пословицу :»Здоровье дороже золота», «Здоровье не за какие деньги не купишь». Объясните смысл пословиц.
  • Прочитайте рассказ И. Семеновой « Учусь быть здоровым или как стать неболейкой», Л. Короткевич, В.Шахтенко «Сказка про девочку Машу и бабушку Гигиену»,  Р.Погодин «Как жеребенок Миша побил рекорд», И.Соковня «Неболейка».
  • Побеседуйте по дороге домой о правилах поведения при сезонных изменениях природы - «весенний гололед», «тонкий лед», поговорите о том, что весной погода бывает очень изменчивой, а солнышко обманчивым. 
  • каждое утро вместе с детьми делайте утреннюю зарядку.

2 неделя марта

Тема недели: "Миром правит доброта"


  1. Прочитать стихотворение «Хитрая мама» (С. Погореловский), выяснить, почему автор назвал маму хитрой;

  2. Сочинить вместе с ребенком небольшой рассказ о доброте, добрых поступках;

  3. Ситуативные разговоры: «Как мы можем помочь бабушке»;

  4. Понаблюдать за поведением ребенка в общественных местах, объяснить что хорошо, а что плохо;

  5. Изготовление с ребенком подарков - сюрпризов для близких из бросового материала;

  6. Выучить дома с детьми стихотворения:

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит доброта

Утро доброе у нас

Добрый день и добрый час

Добрый вечер,

Ночь добра

Было доброе вчера

И откуда спросишь ты

В доме столько доброты.


  1. Выучите пословицы:


- Про доброе дело говори смело;

- Доброе слово лечит, а злое калечит;

- Не одежда красит человека, а его добрые дела;

- Добрые слова дороже богатств





Этим миром правит доброта,

Мир - чудесен, ярок, откровенен!..

Души наполняет чистота...

Мир такой в любви для нас бесценен!

«Доброта» это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека». (М.Пришвин).

Доброта - качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей доброта и сочувствие окружающих. Но каким должен быть добрый человек? В чем выражается доброта? Как и когда она складывается у детей?

Доброта - это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.

Чтобы воспитать в детях доброту, важно научить понимать других людей.

Ребенок впервые узнает из сказок, что вокруг него существует какая-то другая жизнь, основанная на взаимодействии двух составляющих: добра, которое всегда вознаграждается за положительные поступки и действия, и зла, которое непременно к концу сказки оказывается наказанным. Так они учатся быть добрыми и снисходительными к близким, друзьям и знакомым, жить в окружающем мире, творить добро, помогать тем, кто нуждается в помощи. Именно сказки прививают любовь к прекрасному, ответственность, целеустремленность, отзывчивость. Значение сказок для маленького ребенка велико: из обычных слов и рассказов родителей дети еще не в состоянии воспринять необходимые знания, а с помощью ярких образов и сюжетов сказок, в которых каждый ребенок ищет себя, проще усваивать жизненные ценности и приобретать необходимые навыки.

Воспитание доброты - одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими - это важное условие воспитания доброты.


1 неделя марта

Тема недели: "Женский день"


Родителям рекомендуется:                                                                                         

  • 1.Побеседовать с ребенком о празднике 8-е Марта, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день;
  • научить ребенка словам поздравления, который он должен будет сказать в этот день маме, бабушке, воспитательнице и другим женщинам;
  • побеседовать с ребенком о женских профессиях (врача, портнихи, учительницы, повара, продавца, парикмахера);
  • прочитать и обсудить стихотворение С. Маршака «А что у вас?» (ребенок должен запомнить названия женских профессий).

        Задание 2.Дидактическая игра «Кто что делает» (подбор действий к существительным): повар - варит, портниха - ....

         Задание 3. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы» (употребление винительного падежа имен существительных; дательного падежа имен существительных): повару - поварешка, продавцу - ...; ножницы - портнихе, бинт - ... .

Задание 4.  Дидактическая игра «Подбери признак»: мама (какая?) - добрая, ласковая, заботливая ... .

Задание 5. Дидактическая игра «Бывает — не бывает» , (осмысление логико-грамматических конструкций). Повар варит суп. Суп варит повар. Суп варит повара. Суп сварен поваром. Поваром сварен суп. Повар сварен супом. Супом сварен повар.

Задание 6. Повторить фразу: «Волосы подстригают в парикмахерской» (формирование слоговой структуры слов).

Задание 7. Подобрать родственные слова: мама - мамочка, мамуля.

Задание 8. Дидактическая игра «Назови женскую профессию» (словообразование): повар - повариха, портной - ..., учитель - ..., воспитатель - ..., художник - ..., певец - ..., скрипач - ..., пианист - ..., продавец - ....

4 неделя февраля

Тема недели:"Маленькие исследователи"

1. Развивать внимание и наглядно – действенное мышление;

2.Воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру;

3.Развивать любознательность, речь.

3 неделя февраля

Тема недели:"День защитника Отечества"

Родителям рекомендуется:

Напомнить ребенку, какой праздник отмечается 23 февраля. Кого мы поздравляем в этот день. Рассказать, кто такие защитники Отечества. Вспомнить основные военные профессии: танкист, артиллерист, десантник, подводник, летчик, моряк, пограничник. Уточнить названия родов войск: танковые, ракетные, артиллерийские, воздушно-десантные и т.д. Объяснить названия профессий – танкист служит на танке, подводник – служит под водой и т.д.

Рассмотреть иллюстрации, объяснить особенности формы. Вспомнить названия головных уборов: шлем, пилотка, берет, фуражка, бескозырка. Рассказать, что одежда военных называется форма. У них есть шинель, китель, тельняшка, парадная форма, которую они одевают по праздникам и на парад.

   

  

Задание 2. Игра «Сосчитай» (согласование сущ.с числительными). Один моряк, два моряка, пять моряков. Одна фуражка, две фуражки, пять фуражек.

Задание 3. Игра «Подбери признак» Защитник Отечества (какой?) – смелый, сильный, ловкий, честный, быстрый; Самолет – большой, стальной, мощный.

Задание 4. Игра «Один-много» Один погранични-много пограничников, один танк-много танков.

Задание 5. Составить и выучить рассказ, по опорным вопросам.

Какая военная профессия тебе нравится?

Почему?

Что надо делать, чтобы служить в армии?

Образец: Я хочу быть летчиком. Они смелые, сильные и летают на самолетах. Чтобы стать военным надо хорошо кушать, заниматься спортом, долго учится и слушаться маму.

Объяснить ребенку, что военные не только должны уметь отдавать приказы, но и должны уметь подчиняться.

2 неделя февраля

Тема недели: "Моя семья"


  • 1.Формировать (закреплять) обобщающее понятие семья.
  • 2.Беседовать с ребенком на тему «Папа, мама, я - дружная семья».
  • 3.Расширять представления детей о себе и своей семье. 4.Расширять знания о профессиях членов семьи. 
  • 5.Формировать первоначальные представления о родственных отношениях.
  • 6.Совместно рассматривать картины и иллюстрации, семейные 7.альбомы, фотографии (как я рос, моя семья, родители в детстве, старшие дети в детском саду).
  • 8.Осуществить подборку фотографий и создать фотоальбом "Смешные фотографии в кругу семьи"
  • 9.Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной, реликвиях.
  • 10.Смотреть видеофильмы о жизни близких.
  • 11.Беседовать о сложившихся отношениях (тёплых, доброжелательных, внимательных) между членами семьи и другими родственниками.
  • 12.Беседовать с детьми о труде взрослых в семье.
  • 13.Стимулировать желание включаться в совместную деятельность с разными членами семьи.
  • 14.Поиграть с детьми в игру «Угадай, кто позвал?»
  • 15.Поиграть в пальчиковые игры «Пальчик-мальчик», «Моя семья»
  • 16.Почитать с ребенком дома «Волк и семеро козлят», «Три медведя», Стихи А. Барто «Младший брат», «Две сестры глядят на брата», «Его семья», «Две бабушки», «У папы экзамен», «Мама уходит на работу».

                                 Семья

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! 
Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Какая хорошая Ваша семья!

1 неделя февраля

Тема недели: "Азбука безопасности"


Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и используйте ситуации на дороге, улице, во дворе, объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами.

·         Знакомьте малыша с транспортом, пешеходами.

·    Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте игровые ситуации дома. Закрепляйте в рисунках впечатления от увиденного. Пусть Ваш малыш сам приведет Вас в детский сад, а из детского сада домой.

       В этом возрасте Ваш ребенок должен знать:

- на дорогу выходить нельзя;

- дорогу переходить можно только со взрослым, держась за руку. Вырываться нельзя;

- переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;

- пешеходы – люди, которые идут по улице;

- чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться светофору :

 

 

             Красный свет – Движения нет!

               

 

 

 

                Желтый свет - Приготовься идти!

 

 

 

 

 

 

              Зеленый свет - Переходи улицу!

 

 

 

 

- машины бывают разные, это –транспорт. Машинами управляют шоферы (водители). Для машин (транспорта) предназначено шоссе (дорога, мостовая);

- когда мы едем в автобусе, троллейбусе, нас называют пассажирами;

- когда мы едем в транспорте, нельзя  высовываться из окна, надо держаться за руку мамы, папы, поручень.


4 НЕДЕЛЯ ЯНВАРЯ

Тема недели: "Этикет"



1. Привлекать ребенка к выполнению трудовых поручений.

2. Побеседовать с ребенком о поведенческих правилах, от которых зависит его личное самочувствие и общение со сверстниками и взрослыми, обсудить с ребёнком правила поведения в детском саду, на улице, в общественных местах.

3. Во время прогулок с ребенком обращать внимание на то, как ведут себя люди в общественных местах: верно или неверно они поступают.

4. Поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.

5. Почитать рассказы: В. Осеева «Волшебное слово», С. Маршак «Ежели вы вежливы», И. Пивоварова «Был ослик очень вежливый». М. Дружинина «Кто знает волшебное слово», А. Кондратьев «Добрый день!», С. Капутикян «Кто скорее допьёт», «Маша обедает», И. Муравейка «Я сама», Н. Павлова «Чьи башмачки». Помочь ребёнку в понимании текстов произведений.

6. Поиграть в игры «Попроси вежливо», «Добрые слова».

7. Просмотреть мультфильм «Уроки тётушки совы. Этикет», «Бибигон»- правила хороших манер.

3 неделя января

Тема недели : "В гостях у сказки"


3-4 неделя декабря

Тема недели : "Новогодний калейдоскоп"


2 неделя декабря

Тема недели : "Город мастеров"


1 неделя декабря

Тема недели : "Здравствуй,зимушка -зима!"


4 неделя ноября

Тема недели : "Кто как готовится к зиме"


3 неделя ноября

Тема недели : "Здоровей-ка"


2 неделя ноября

Тема недели: "Транспорт"


1 неделя ноября

Тема недели : "День народного единства"



Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках; вызвать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою страну, любви к ней. Знакомить с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна. Рассказывать о людях, прославивших Россию; о том, что Российская Федерация (Россия) – Москва – главный город, столица нашей Родины.

Для осуществления образовательной деятельности по теме рекомендуется родителям:

1)  Рассмотрите с детьми символику нашей Родины: гимн, герб, флаг , пусть ребёнок расскажет о них, дополняйте рассказ, расширяйте знания.

2) Побеседуйте с ребенком о нашей Родине и предложите ответить на следующие вопросы.

- Как называется наша Родина?

(Наша Родина называется Россия, или российская Федерация.)

-  Какие народы живут в России?

(В России живут разные народы, на основное население – русские.)

- Как называется главный город нашей страны?

(Главный город нашей страны – Москва. Это столица нашей Родины.)

- На какой реке стоит столица?

(Москва стоит на Москве – реке.)

- Какие еще города есть в России?

(Санкт-Петербург, Новгород, Нижний Новгород, Рязань, Орел, Омск.)

- Какие реки есть в России?

(Волга, Дон, Лена, Енисей, Обь.)

3) Помогите ребенку объяснить смысл поговорки «Человек без Родины что соловей, без песни».

(У каждого человека есть Родина, которую он любит и скучает по ней, когда находится далеко от нее.)

4) Объясните, что береза – символ России.

О Москве:

1) Прочитайте ребенку текст о Москве.

Москва – столица, самый главный город России. Там работают российское правительство, наш президент. Сердце Москвы – Кремль и Красная площадь. В Кремле на Спасской башне установлены главные часы России – Кремлевские куранты. В Москве много заводов, фабрик, театров, музеев, стадионов, парков.

2) Подготовьте с ребенком пересказ текста, предварительно задав вопросы.

3) Выучите с ребенком отрывок из любого стихотворения («Наша Родина», Степанов «Что мы Родиной зовем?», «Поезжай за моря – океаны»).

Поработайте над четкостью дикции, выразительностью речи, произношением звуков.

4) Предложите детям сделать иллюстрацию к любому из этих произведений.

4 неделя октября

Тема недели : "Наш быт"




Назовите мебель, посуду и ее отдельные части, внешние признаки (цвет, форму), материал, из которого она изготовлена.

Объясните ребенку назначение мебели и посуды, различных ее видов.

Рассмотрите на иллюстрациях различную посуду и мебель.

Вместе с ребенком сходите на экскурсию в мебельный магазин, в магазин посуды.

Отгадайте загадки и выучите по выбору.

В квартире нашей новый дом.

Живет посуда в доме том.

В нем место есть и для конфет,

Он называется… (буфет).

Под крышей четыре ножки,

На крыше суп да ложки. (стол)

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю.

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду. (ложка)

Он пыхтит как паровоз,

Важно держит кверху нос.

Пошумит, остепенится –

Пригласит чайку напиться. (чайник)

Деревянная темница,

А в ней хлеб всегда хранится. (хлебница)

Словарь:

Существительные: мебель, стол (ножки, столешница),стул(ножки, сиденье, спинка), шкаф (дверцы, ножки, дно, ящики, полки, ручки), кровать (ножки, спинки, матрас), диван (ножки, сиденье, подлокотники, спинка, подушки), кресло, табуретка, сервант, буфет, полка, ведро, кастрюля (дно, стенки, крышка, ручки), сковорода, бак, чан, чайник (носик, донышко, крышка, стенки, ручка), половник, дуршлаг, ковш, сито, таз, самовар, фляга, противень, тарелка, ложка, чашка, стакан, блюдце, салатница, ваза, блюдо, сахарница, хлебница, сухарница, кофейник, молочник, масленка, солонка, перечница, бокал, фужер, рюмка, поднос, сервиз.

Прилагательные: деревянный, стеклянный, кожаный, пластмассовый, металлический; кухонный, столовый, обеденный, книжный, письменный, журнальный, платяной; мягкий, твердый, высокий, низкий, удобный, красивый, детский, кухонная, столовая, чайная, стеклянная, металлическая, кофейная, фарфоровая, глиняная, хрустальная, эмалированная, керамическая, деревянная, красивая, блестящая, чистая, глубокая, мелкая, хрупкая, бьющаяся, повседневная, праздничная.

Глаголы: покупать, сидеть, лежать, стоять, ставить, класть, убирать, вешать, вытирать, отдыхать, спать, мыть, чистить, готовить, расставлять, приносить, уносить, сервировать, наливать, готовить, варить, жарить, тушить, солить, кипятить, резать, угощать, покупать, разбивать, беречь.

Поиграйте с детьми

«Какая бывает мебель?»

Из какого материала делают мебель?

Мебель из дерева (какая?) – Мебель из дерева – деревянная.

Мебель из стекла (какая?) – Мебель из стекла – стеклянная.

из металла (какая?) –

из пластмассы (какая?) …

«Для чего, для кого предназначена мебель?»

Стол, за которым обедают (какой?) – обеденный стол;

Стол, за которым пишут (какой?) – письменный стол;

Стол, на котором стоит компьютер (какой?) – компьютерный стол;

Стол, на котором лежат журналы (какой?) – журнальный стол;

Шкаф для книг (какой?) – книжный шкаф;

Шкаф для белья (какой?) – бельевой шкаф;

«Договори слово»

У меня один стол, а в магазине продается много …. (столов).

У меня один диван, а в магазине много … (диванов).

У меня один шкаф, а в магазине много … (шкафов).

«Кто больше подберет слов»

Что делают с мебелью? — покупают, ставят, вытирают, собирают, чистят, ломают, двигают, переставляют, выбрасывают.

Какое может быть кресло? — удобное, мягкое, уютное, огромное, новое, купленное, красивое, старое, сломанное, …

«Назови части мебели»

Что есть у дивана? – У дивана есть ножки, сиденье, спинка, подлокотники, подушки.

Что есть у стола? – у стола есть ножки, столешница

Что есть у стула? – У стула есть сиденье, спинка, ножки

Что есть у шкафа? – У шкафа есть стенки, двери, полки, ящики, ручки, ножки.

«Расскажи о мебели, о посуде»

Составление описательных рассказов о мебели или о посуде, ее составных частях, о ее назначении, о материале, из которого она сделана, о действиях, производимых с нею (с использованием предлогов).

«Придумай загадку о мебели или о посуде»

Это мебель. У него есть спинка, сиденье, подлокотники. Он большой и мягкий. На нем можно сидеть, лежать. Что это?

Это посуда …

«Наведи порядок»

Кухонная – кастрюля, сковорода, половник, чайник…

Столовая – тарелка, ложка, вилка, нож…

Чайная – чашка, сахарница, чайная ложка, блюдце…

«Часть и целое»

— Скажи, что есть у чайника. – У чайника есть носик, ручка, крышка, донышко, стенки.

— Скажи, что есть у кастрюли. – У кастрюли есть дно, стенки, крышка, ручки.

«Кто больше подберет слов»

Чашка (что делает?) – стоит, украшает, разбивается, лопается …

Чашка (какая?) – красивая, фарфоровая, расписная, тонкая, легкая, детская, чайная, праздничная…

Ложка (какая?) – столовая, металлическая, блестящая …

«Подбери слова и закончи предложение»

Мама суп … (варит, наливает, ест)

Бабушка котлеты … (жарит, готовит)

Папа чай … (наливает, заваривает, пьет)

Я чашку … (мою, вытираю, ставлю)

«Какая посуда?»

Моя вилка из металла. – Она металлическая.

Мой нож и пластмассы. – Он пластмассовый.

Моя тарелка из глины. – Она глиняная.

Моя чашка из стекла. – Она стеклянная.

Моя чашка из фарфора. – Она фарфоровая.

Измени слова по образцу:

Я наливаю …

Ты наливаешь …

Он наливает …

Мы наливаем …

Вы наливаете …

Они наливают …

(пить, мыть, есть).

«Где что находится

Хлеб в хлебнице.

Перец в …

Селедка в …

Масло в …

Сахар …

Молоко в …

Соус в …

Кофе в …

Игра «Хорошо — плохо»

Деревянный стол.

Хорошо — прочный, гладкий, удобный, не намокает …

Плохо — может сгореть, …

Керамический нож. …


3 неделя октября

Тема недели: "Народная культура и традиции"


 Расскажите детям о русских народных игрушках, рассмотрите их на иллюстрациях и в натуральном виде;

рассмотрите материал, из которого сделаны игрушки – глина, дерево, керамика;

цвет, форму, величину, части игрушек, расскажите, как в них играют;

побеседуйте с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают народные умельцы.

2. Поиграйте в дидактическую игру «Назови игрушку»

игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрёшка, дудка); игрушка из глины (какая?) – глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая?) – керамическая (куколка).

3. Прочитайте ребёнку «Игрушкины частушки» П. Синявского

Наши руки крендельком,

Щёки, будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки вятские,

Модницы посадские,

Щеголихи-барыни,

Барыни-боярыни.

С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами,

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

Мы игрушки вятские,

Модницы посадские.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся.

4. Отгадайте и выучите загадку

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка. (Матрёшка)

5. Нарисуйте пять матрёшек (от самой большой до самой маленькой) и сосчитайте их по образцу: одна матрёшка, две матрёшки…пять матрёшек.

6. Составьте описательный рассказ о матрёшке по плану:

Какого цвета, размера, формы?

Из какого материала сделана?

Из скольких частей состоит?

Как в неё играют?

7. Вырежьте и вклейте в альбом картинки с изображением народных промыслов.


2 неделя октября

Тема недели: "Я-человек"

  • Рассмотрите с ребенком картинки с изображением человека, покажите и назовите части тела человека (голова, руки, ноги, спина, живот, шея, ступня, колени, локти, плечи, туловище, грудь) и лица (глаза, брови, ресницы, нос, рот, губы, зубы, щеки, уши, подбородок, лоб, виски).

  • Поиграйте с ребенком в игру «Назови ласково»

Вы называете часть тела, а ребенок должен будет назвать эту часть тела в уменьшительно – ласкательной форме. Например (Рука – ручка, Живот –Нога – Палец –Лоб – Нос –Уши – Щека –Брови – Язык – и т. д.)

  • Вместе с ребенком назовите пальцы на руках:

(большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).

  • Вместе с ребенком выучите пальчиковую гимнастику (по ходу чтения указывать на называемую часть тела).

Тело.

Есть на пальцах наших ногти

На руках запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Есть колени. Есть спина,

но она всего одна.

Голова.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.



1 неделя октября

Тема недели: "Животный мир"


 Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов (иллюстрации зайца, белки, волка, медведя, ежа, кабана, рыси, лося, лисы, оленя, бобра, енота), отметить их внешние признаки;

Расскажите о том, где животные живут, чем питаются;

закрепите в словарном запасе ребенка названия зверей и их детенышей;

в качестве экскурсии посетите зоопарк.

 Загадки.

  • Я, сознаюсь, виновата:

я хитра и плутовата.

Я в курятник вечерком

часто бегаю тайком. (Лиса)

  • Под соснами, под елками

живет клубок с иголками. (Еж)

  • Быстрый маленький зверек

по деревьям скок-поскок. (Белка)

  • Серый байковый зверюшка,

косоглазый длинноушка.

Ну-ка, кто он, угадай

и морковку ему дай. (Заяц)

  • Кто зимой холодной

ходит злой голодный? (Волк)

  • Летом по лесу гуляет,

зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

 Дидактическое задание «Угадай, кто это?» 

(подобрать существительные к прилагательным).

Бурый, косолапый, неуклюжий, всеядный - ... .

Серый, зубастый, страшный, хищный - ....

Хитрая, пушистая, рыжая, хищная - ....

Маленький, длинноухий, пугливый, серенький/беленький - ....

Маленький, колючий, быстрый - …

 Дидактическое задание «У кого - кто?» 

(упражняем в словообразовании существительного с помощью суффиксов):

медведь – медвежонок/медвежата       волк – волчонок/волчата

лиса – лисёнок/лисята                        

ёж – ежонок/ежата                                 лось – лосёнок/лосята

бобр – бобрёнок/бобрята                      олень – оленёнок/оленята

рысь – рысёнок/рысята                         белка – бельчонок/бельчата

 Дидактическое задание «Назови маму» 

(упражняем в употреблении родительного падежа существительных):

у медвежонка мама медведица

у лисёнка мама лисица

у рысёнка мама рысь

у лосёнка мама лосиха….

 Дидактическое задание «Кто где живет?»

(упражняем в употреблении именительного падежа существительных).

Кто живет в норе?       В норе живёт лиса.

Кто живет  в берлоге?  В берлоге живёт медведь.

Кто живет под кустом?  Под кустом живёт заяц.

( в дупле – белка, в логове – волк)

Дидактическое задание «Чей хвост?» 

(упражняем в образовании притяжательных прилагательных) - желательно использовать картинки с изображением хвостов животных:

Вариант №1.

Однажды утром звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца - хвост волка, у волка - хвост лисы, у лисы - хвост медведя... Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?»

Вариант №2. Упражнение «Измени слова по образцу»:

нос лисы – лисий нос,  лапы зайца – заячьи лапы

след медведя – медвежьи следы, рога лося – лосиные рога

 Упражнение на координацию речи с движениями.

Я как белка в колесе прыгаю на месте,

Чтобы было веселей, поскакали вместе.

Раз, два, три, четыре, пять - начал заинька скакать.

Прыгать серенький горазд - он подпрыгнул десять раз.

Ребенок совершает прыжки  на месте.

Под счет ребенок прыгает 5 раз.

После слов «он подпрыгнул десять раз» ребенок прыгает 10 раз.

Составить описательный рассказ о диком животном нашего леса 

(по выбору) по плану:

Название животного.

Где живет?

Жилище.

Внешний вид (части тела).

Чем питается?

Детеныши.

Ознакомление с художественной литературой.
- Вспомнить русские народные сказки, в которых упоминаются животные наших лесов.
- Прочитать украинскую народную сказку "Рукавичка". Уточнить какую сказку она напоминает. ("Теремок") Что общего в этих сказках? В чем различие?- Прочитать сказку "Лиса и волк".

 Упражнение "Посчитай" на согласование числительного с существительным.

Один волк, два волка, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Одна волчица, две волчицы, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Один волчонок, два волчонка, 3 ..., 4 ..., 5 ...
И т.д.

Составить предложения со словосочетаниями: "две белки", "пять белок", "два волка", "пять волков" и т. д. (развитие связной устной речи). 13. Упражнение "Наоборот" - учимся подбирать антонимы.

Лось большой, а заяц - ...
Белка слабая, а волк - ...
У волка хвост длинный, а у медведя - ...
Лиса - хищное животное, а заяц - ...

Развитие связной устной речи без опоры на вопросы и наглядность

«Заяц»
«У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче от врагов скрываться. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе».

В случае, если этот рассказ для ребенка окажется сложным, сначала разберите рассказ, предлагая ребенку вопросы. Если же и с опорой на вопросы ребенок не может справиться с заданием, тогда попробуйте другой рассказ и при работе над пересказом используйте опорные вопросы.

«Заяц зимой»
«
Заяц к зиме не готовится. Он спит в снегу под кустом. Заяц спит, а глаза не закрывает. Запасов заяц на зиму не делает, он питается травой, которую отыскивает под снегом и корой молодой осины. Заяц боится своих врагов: лисы, волка и охотника. От врагов его спасают быстрее ноги и острый слух»

Где спит зимой заяц?
- Чем питается зимой заяц?
- Кто враги зайца?
- Что спасает зайца от врагов

Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки
(Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
Лисичке - сестричке,
Воробью,
Синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Загибать по одному пальчику, начиная с большого пальца)
Кому в платок,
Кому в зубок,
Кому в лапочку.

(Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)



4 неделя сентября

Тема недели: "Краски осени"

1. Расскажите ребенку о том, какое время года наступило: повторите месяца.

2. Обратите внимание на осенние изменения в природе : день становится короче, а ночь длиннее, стало холоднее, листья желтеют и опадают, насекомые прячутся в землю и под кору деревьев, птицы улетают в теплые края.

3. Во время прогулки обратите внимание ребенка на то, как одеты люди осенью.

4. Поиграйте в игру «Большой-маленький» (учимся образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) : гриб-грибок, лист- листок, туча-тучка, огурец-огурчик и т. п.

5. Поиграйте в игру "Укрась слово(упражнение в подборе имен прилагательных к существительному). Дождь какой? мокрый, сильный, грибной, мелкий, осенний. Небо какое? Серое, хмурое, голубое, чистое и т. д.

6. Расскажите ребенку о государственных праздниках, которые празднуют осенью.

7. Поговорить с ребёнком о сборе урожая. Если есть огород,то привлечь ребёнка к сбору урожая.

3 неделя сентября

Тема недели: "Урожай"


Рассмотреть с ребенком натуральные фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Объяснить, что это все можно назвать одним словом "фрукты". По возможности показать и рассказать, где растут фрукты (в саду, на дереве).

Рассмотреть с ребенком натуральные ягоды и объяснить, что все это можно назвать одним словом «ягоды». По возможности показать и рассказать ребенку,как и где растут ягоды (в саду, в лесу, на дереве, на кусте, на земле, гроздьями, по одной).

Обратить внимание на характерные признаки фруктов и ягод: вкус, цвет, форма, запах.

Рассказать, что можно приготовить из фруктов, из ягод.

Посетить с ребенком рынок и посмотреть, какие фрукты и ягоды там продают.

Упражнения на развитие речи:

Упражнение  "Назови цвет, форму"

Слива (какая?) - синяя, овальная. Лимон (какой?) - ... Абрикос (какой?) - ... и т.д.

Упражнение "Назови ласково"

Слива – сливка, абрикос – абрикосик и т.д.

Упражнение "Один-много"

Один апельсин - много апельсинов. Одна груша - много груш. И т.д.

Упражнение «Назови сок, варенье»

Сок из яблока - яблочный; варенье из груши - ...; сок из апельсина - ..., варенье из вишни - ....

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).

Лимон, вишня, банан, персик.

Малина, клубника, ананас, черника.

Дидактические игры "Узнай на ощупь", "Узнай по запаху" на развитие тактильно-вкусовых ощущений.

Предложите ребенку узнать фрукты на ощупь (по запаху) с закрытыми глазами.

Упражнение «Сравни»

Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу: Лимон кислый, а яблоко сладкое. Лимон овальный, а яблоко круглое. Лимон желтый, а яблоко зеленое. Слива синяя, а яблоко - зеленное. Лимон кислый, а груша - ... И т.д.

Упражнение "Какие будут фрукты?"

Если фрукты сварить, то они будут - вареные. Если фрукты заморозить, то они станут ... Если яблоки запечь, тогда они получатся ... Если груши посушить, тогда они станут ... И т.д.

Овощи

Родителям рекомендуется:

Рассмотреть с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Уточнить, как это все можно назвать одним словом.

Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей.

Расспросить ребенка, где растут овощи.

Уточнить у ребенка, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет).

Рассказать ребенку о труде колхозников осенью по сборке урожая овощей.

Упражнения на развитие речи:

Упражнение «Назови цвет, форму»

Помидор (какой?) – красный, круглый; морковь (какая?) - ...; огурец (какой?) - ...; и т.д.

Упражнение «Назови ласково»

Помидор – помидорчик, репа – репка, морковь - …, огурец - …, и т.д.

Упражнение «Какой сок? Какой салат?»

Сок из огурца – огуречный, салат из капусты - …, сок из моркови - …, и т.д.

Упражнение «Какие овощи?»

Если вощи сварить, то они будут какие? - Вареные. А если овощи пожарить, тогда они будут какие? - Жаренные. Если овощи потушить, то они будут ... Если морковь парить, то морковь будет ... Если огурцы посолить, то они будут ... Если помидоры мариновать, то они станут ... Если капусту квасить, то капуста будет ...

Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху» на развитие тактильно-вкусовых ощущений.

Предложите ребенку узнать овощи на ощупь (по запаху) с закрытыми глазами.

Игра «Варим борщ и компот». Взрослый называет различные овощи, фрукты и ягоды, а ребенок говорит, куда их можно положить – в борщ или компот. (морковь – в борщ, вишню - в компот и т. д.)

«Исправь ошибку».

Свекла растет на яблоне; груша растет на грядке; клубника растет на дереве; слива растет на кусте; черника растет в огороде.

Предложите ребенку «посчитать овощи» по образцу.

Образец: один помидор, два помидора, пять помидоров. (огурец, тыква, кабачок, редиска, репа) Следите чтобы, ребенок правильно проговаривал окончания существительных во множественном числе.

Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Вершки и корешки».



2 неделя сентября

Тема недели: "Мой город"

 

1. Знает ли ваш ребёнок, как называется город, в котором он живёт? 

Научите его чётко произносить название родного города, улицу, на которой находится его дом, назвать главную улицу города.

2. Обратите внимание, в честь кого или чего назван город, чем он знаменит, расскажите о наиболее важных событиях, произошедших в городе, какие достопримечательности в нём есть; рассмотрите иллюстрации, открытки и фотографии с изображением  Челябинска.

3. Погуляйте с ребёнком по улице, на которой живёте, покажите интересные здания, расскажите об учреждениях, которые есть на ней. Отработайте чёткое произношение предложения: Я живу на улице…

4. Расскажите, на какой улице находится детский сад, который посещает ребёнок. Помогите ему произнести предложение: Наш детский сад – на улице…

5. Помогите ребёнку составить рассказ: Я живу в Челябинске на улице… Мой детский сад – на улице Чичерина...

Пусть ребёнок ответит на вопросы:

В каком городе ты живёшьНа какой улице? На какой улице твой детский сад?

6. Вспомните, какой транспорт можно увидеть на улицах города.

7. Напомните о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

8. Посетите с ребёнком некоторые интересные места  города с тем, чтобы он мог рассказать о них друзьям в детском саду.

9. Подберите картинку, фотографию или нарисуйте вместе с ребёнком одно из замечательных мест нашего города.

10. Дидактическая игра «Назови – какой предмет?» - образование сложных слов. Дом (какой) многоэтажный, пятиэтажный, белокаменный…

11. «В нашем городе». В нашем городе много – машин, улиц, парков….

12. Составьте рассказа (из личного опыта) «Дорога в детский сад».

13. Нарисуйте рисунок на тему «Мой город».

14. Речевая подвижная игра «Мы по городу шагаем». Импровизация движений.

Мы по городу шагаемМного видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья и кусты.

1 неделя сентября

Тема недели: "День знаний"


1.Прогуляться с ребенком в детский парк, понаблюдать с ребенком за происходящими в природе изменениями, полюбоваться ими, сравнить их с летними признаками, вспомнить яркие впечатления о лете.

2.Совместно с ребенком:

- составить рассказ «Как мы отдыхали этим летом», сделать наброски, эскизы.

3.Выполнить работу на тему «До свидания, лето», «Любимые игрушки» и т.д.

4. Сходить на школьный базар и рассмотреть школьные принадлежности.

5..Залакировать поделку (лепка «Подставка для карандашей и ручек»)

6. Принести подставки для мини-музея.

7. Принять участие:

- в выставке: «Школьные ретро-принадлежности».

- в фотовыставке: «Мама с Папой – Школьники».

 








Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по этому блогу